На Камчатке новый покоритель ледовых полей стал полноценной единицей разнородной группировки сил и войск.
В рамках программы вооружения на флот продолжают приходить новые корабли и суда. Недавно подобное знаменательное событие произошло в Войсках и Силах на Северо-Востоке. Камчатский отряд судов обеспечения пополнили новейшие ледокол «Евпатий Коловрат» и рейдовый разъездной катер.
Событие полностью коррелируется с заявлениями Верховного Главнокомандующего Владимира Путина относительно развития Военно-Морского Флота РФ, арктических территорий, и в частности обороны и безопасности Северного морского пути, а также теми шагами, которые Россия предпринимает в этой связи. Для кораблей и судов Краснознамённого объединения, для авиационной составляющей группировки сил и войск холодные моря восточного Заполярья стали привычными районами учебно-боевой подготовки. Здесь на протяжении последних десяти лет регулярно проводятся различные учения с участием всех сил и средств Краснознамённого объединения. Некоторые достижения камчатских военнослужащих за полярным кругом внесены в Книгу рекордов Вооружённых Сил страны.
Кроме того, Войска и Силы на Северо-Востоке участвуют в экологических миссиях по очистке соответствующих северных территорий от следов жизнедеятельности человека, оставленных предыдущими поколениями. Таким образом мы недвусмысленно заявляем, что Россия намерена защищать и развивать свою территорию, покрытую вековыми льдами и снегами. И обновление ледокольного флота стало хорошим подспорьем в этом деле.
Дизель-электрический ледокол (проект 21180М) «Евпатий Коловрат» был заложен на судостроительной фирме «Алмаз» в Санкт-Петербурге в 2018 году. В 2020 году спущен на воду. В 2022-м начались ходовые испытания. Год спустя Южным морским путём ледокол доставлен на Камчатку, где экипаж продолжил испытания. Длина судна – 82 м, ширина – 19 м, осадка – 4,6 м. Водоизмещение – 4080 т. Скорость: максимальная – 14 узлов, экономичная – 10. Благодаря низкой осадке ледокол может работать на мелководье. «Евпатий Коловрат» оснащён краном и сможет брать на борт 16 двадцатитонных контейнеров. Также имеет буксирную лебёдку с тросом длиной около одного километра. Словом, универсальное судно. Ещё одна из особенностей проекта 21180М – закрытый бак, что позволяет экипажу проводить швартовые мероприятия в комфортных условиях. В зимний период, в суровых арктических условиях это весьма актуально.
Новый ледокол максимально автоматизирован и компьютеризирован. Он больше своих собратьев, построенных в прошлом веке, мощнее, комфортнее и манёвреннее. «Евпатий Коловрат» очень остойчив: угол перекладки с борта на борт не превышает пяти градусов, тогда как на старожиле этот показатель находился в пределах 35–40.
Все системы и устройства на «Евпатии Коловрате» исключительно отечественные. Это говорит о том, что наша оборонная промышленность с честью выполняет гособоронзаказ по обновлению Военно-Морского Флота России.
Отдельных слов заслуживает навигационное оборудование новейшего ледокола. «Евпатий Коловрат» способен автоматически удерживать курс, при этом экипаж может выполнять другие задачи, например буксировать аварийное судно или работать на кране. Впечатляет и автономность новейшего ледокола: номинальная – 30 суток. Хотя, по мнению специалистов, эти рамки могут быть значительно расширены. И это неудивительно, здесь есть всё для комфортного обитания: комната отдыха, спортивный зал, современный и эргономичный камбуз, масса других технических возможностей и решений. Каждая каюта оборудована душем и туалетом.
Согласно заявленным ТТХ, «Евпатий Коловрат» должен с места и на скорости два узла колоть лёд толщиной один метр, а набегами – до полутора метров. Но при грамотном и профессиональном подходе и эти значения не станут предельными для него. Это стало понятно после того, как ледокол прошёл ледовые испытания в арктических широтах. Там за тридцать дней экипаж отработал полный комплекс необходимых мероприятий, подтвердив заявленные характеристики, равно как и готовность работать в разных режимах в свойственной для ледокола обстановке. «Евпатий Коловрат» так же легко преодолевал ледовые препятствия, как его былинный тёзка много веков назад расправлялся с ордами захватчиков. Одним из последних экзаменов нового судна стало испытание его авиационного комплекса. Технически и конструктивно ледокол способен принимать на борт вертолёты Ка-27 и Ка-29. Поэтому крайне важно было отработать взлёты и посадки этих винтокрылых машин на борт. За время испытаний шасси вертолётов коснулись палубы ледокола более тридцати раз.
Благодаря новому ледоколу Камчатка, как восточные ворота Северного морского пути, будет способна решать не только военные задачи, но и мирные – приходить на помощь гражданским судам, населённым пунктам, расположенным в суровых климатических условиях Заполярья.
Источник:
Газета Вооруженных сил РФ «Красная Звезда»